efilinov (efilinov) wrote,
efilinov
efilinov

Categories:

«НЕ ГАЗОМ ЕДИНЫМ»

Эпизод третий – «небесно-голубой с золотым орлом»


Если Янукович – самый волевой, а Лукашенко – самый техничный, то Нурсултан Назарбаев – самый многоопытный и мудрый политик на всем постсоветском пространстве. Кому еще удалось провести государственный корабль таким образом, чтобы не было даже необходимости в резких маневрах. Хотя и с точки зрения внутреннего устройства и геополитического окружения задачи у Казахстана посложнее, чем у украинских, и тем более белорусских соседей. Достаточно учесть разнонаправленные векторы возрожденного самосознания титульной нации и «интернационализма» русскоязычной половины общества.
Однако с учетом тенденций в самой России на место постсоветских символов приходят православные и имперские. Политический ресурс постсоветской символики исчерпан не только на Украине, но повсеместно. И казахстанские власти тоже вынуждены искать альтернативные исторические источники, делать упор на «евразийство», символическое наследие империи Чингисхана, объединявшей разные народы и религии.
Чтобы противодействовать центробежным тенденциям на севере и на юге страны, Назарбаев был вынужден применять сильнодействующие символические средства. Он даже переносит столицу из Алма-Аты в центр страны, с символическим же переименованием бывшего Целинограда из Акмолы («белой могилы») в просто «Столицу» с большой буквы - Астану. Такое имя на мировой политической карте имеет достаточно сильное символическое звучание. Кроме всего прочего, империя Чинхисхана была первым прообразом нынешней «глобализации», что соответствует нынешним внешнеполитическим задачам Казахстана.
В полном соответствии с возрожденным «евразийством» в новой Столице строятся символические здания, например «Пирамида мира» - Дворец мира и согласия, в котором только что состоялся второй съезд лидеров мировых и традиционных религий. Кстати, первый съезд состоялся еще в 2003 году, так что саммит религиозных лидеров в Петербурге накануне встречи «Большой восьмерки» - это явное заимствование, а значит – косвенное признание лидерства Астаны в этом вопросе.
Найти ошибки, заметные «узелки» в политической линии самого Назарбаева достаточно сложно, хотя окружение иногда подкидывает ему проблемы. После окончательного расставания с постсоветским дискурсом, когда нельзя будет опереться на номенклатурные политические традиции, вероятность ошибок и их цена будет возрастать. Об этом свидетельствует хотя бы эпизод, косвенно связанный с тем же вторым съездом религиозных лидеров.
Дело в том, что на первый съезд в 2003 году, помимо представителей основных конфессий были приглашены и такие религиозные общины как «Общество сознания Кришны». С учетом того, что Русская православная церковь сильно недолюбливает «кришнаитов», нет ничего удивительного в том, что на втором съезде их уже не было в числе приглашенных. Вполне понятный компромисс между большими игроками за счет маленького.
Только вот для местной номенклатуры такое изменение «табели о рангах» религиозных организаций стало привычным сигналом к действию. Буквально за месяц до религиозного съезда власти одного из районов Алма-Атинской области провели через суд решение об изъятии земельных участков и сносе строений в одном из дачных поселков. Причем сделано это было явно по признаку религиозной принадлежности дачников к общине «кришнаитов».
Нет никаких сомнений в том, что действия местных властей были детерминированы исключительно экономическими мотивами. Просто «кришнаиты» были ошибочно признаны «легкой добычей», раз уж самое высокое начальство их официально «разлюбило». В результате, получилось по Черномырдину – хотели как лучше и для себя, и для начальства, а на деле поставили под удар внешнеполитическую линию президента. Опять же, с учетом исторического противостояния «южан» с «северянами», старой южной столицы с новой северной, возникает вопрос – действовали ли алма-атинские чиновники сознательно или же чисто интуитивно ударили в слабое место Астаны?
Утверждение о зависимости внешней политики от судьбы каких-то там сектантов вовсе не очевидно, и требует более подробного обоснования. В самом деле, если ознакомиться с официальным мнением Русской православной церкви, изложенным на сайте Центра св. Иринея Лионского, то «Общество сознания Кришны» - столь же тоталитарная секта как «Белое Братство», «сайентологи» или последователи мошенника Грабового. Более того, хотя на первый религиозный съезд в Астане «кришнаитов» позвали как представителей индуизма, к традиционному индуизму и даже к культу Кришны, почитаемого в ряде индийских штатов, наши евразийские «кришнаиты» имеют не прямое отношение. По меркам любых мировых религий «Общество сознания Кришны» - действительно секта, основанная на попытке совместить мифологические основания индуизма с монотеизмом.
Тем не менее, есть большая разница между сектой, возникшей в основном теле религиозной традиции, и сектой в диаспоре. В теле религии – это заноза, в диаспоре – это представители общей культуры, потенциальный мостик для взаимопроникновения разных цивилизаций. Например, не случайно попадают в выпуски новостей федеральных телеканалов, например, сообщения о притеснении в Грузии русскоязычных общин каких-нибудь «духоборов» или других сектантов. Хотя эти общины были вынуждены в свое время покинуть Россию из-за неприятия православным большинством.
Точно также индийцы в самой Индии предпочитают традиционные толкования индуизма и того же культа Кришны. Но при этом очень хорошо относятся к кришнаитским общинам в Лондоне, Нью-Йорке, Москве или Алма-Ате, поскольку там прозелитизм направлен на местных жителей и оборачивается популяризацией и распространением индийских традиций. Поэтому для алмаатинских властей большим сюрпризом стала солидарность большой индуистской общины Лондона с местными «кришнаитами». Так что послу Казахстана в Лондоне пришлось даже вмешаться в хозяйственный спор районного масштаба под Алма-Атой.
Чтобы завершить тему, еще раз вернемся к ортодоксальной позиции РПЦ по отношению к «кришнаитам». Очевидно, что они не так раздражали бы наших «батюшек», если бы не активный прозелитизм секты. При этом особо подчеркивается, что «кришнаиты» с успехом вербуют сторонников среди хиппи, растаманов и других маргинальных слоев больших мегаполисов. Ничего особо удивительного в этом нет, поскольку именно так поступает любая начинающая секта и даже зарождающаяся церковь. Достаточно вспомнить, в какой среде проповедовал благую весть Иисус из Назарета. Если бы православные общины так же активно работали в маргинальной среде больших городов, уделяли хотя бы столько же внимания как «освящению» всевозможных бизнес-проектов, то РПЦ имела бы моральное право упрекнуть «кришнаитов» в прозелитизме. Однако на деле в ряды этой секты записываются, как правило, молодые интеллектуалы, разочарованные в традиционных религиях, но ищущие свой собственный путь к духовным ценностям. Поэтому в таких безнадежных для церкви, мечети ли синагоги случаях «кришнаиты», опирающиеся на развитую индуистскую традицию, оказываются меньшим злом по сравнению с деструктивными сектами.
Нашим политикам и религиозным деятелям не стоит закрывать глаза и на то, что за «кришнаитами» как сектой диаспоры стоит вполне реальный потенциал поддержки со стороны более миллиарда индуистов в самой Индии, и особенно в диаспоре на Западе. Попытка обидеть алма-атинских «кришнаитов» этому лишнее подтверждение.
Любой мостик между цивилизациями может работать в обе стороны. Поэтому было бы продуктивнее не причислять «кришнаитов» к деструктивным сектам, хотя определенные основания для беспокойства в доктрине этой секты имеются. Наоборот, нужно наладить диалог с целью позитивного влияния на повседневную практику кришнаитов, чтобы совместно найти границы дозволенного для секты диаспоры в теле российской или евразийской цивилизации.
Завершив с этим подробным, но все же необходимым разъяснением, вернемся к большой политической проблеме, которую создали для президента Назарбаева ретивые районные чиновники. Дело в том, что теперь не только в информационном пространстве, но главное – в судебных решениях зафиксирован факт дискриминации граждан Казахстана по религиозному признаку. И совершенно неважно, была ли эта религиозная организация приглашена на второй съезд. Но то, что она была приглашена на первый съезд – важно. И теперь, чтобы достичь каких-то целей на западном направлении, например возможного председательства в ОБСЕ, Казахстану неизбежно придется преодолевать внезапно возникшее препятствие. Любой внешний конкурент или внутренний политический противник может использовать этот рычаг против Астаны.
Вывод из этой истории – в большой политике мелочей не бывает. Если в политике сделана ставка на символический капитал религиозных организаций, если на первом съезде этот капитал был в том или ином виде закреплен за Астаной, то нужно защищать его по всему периметру. Если ради политического компромисса потребовалось разграничить этот символический капитал по уровням влияния, тем не менее и малозначимая часть символического капитала должна быть защищена. Иначе приходится вспоминать ту самую поговорку о ложке дегтя в бочке меда.

Далее - эпизод четвертый...
Subscribe

  • О ком звонит последний рейтинг

    14 ноября был опубликован «рейтинг выживаемости губернаторов». Новостью дня его сделала предваряющая реплика президента Медведева о том,…

  • Мистер и мистер Смит

    Поскольку внутри тандема слагаемые можно переставлять долго, то для желающих запустить кадровый лифт остается надежда только на смену одного тандема…

  • Специально для журнала "Зиновьев"

    Станислав ПЕТРОВ Об особенностях жанра глобальных прогнозов «И примешь ты смерть от коня своего!» (А.С.Пушкин) Политика…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments